суббота, 11 мая 2013 г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕВУШЕК О КРАСИВЫХ ЛЮДЯХ

(публикация в сборнике -ссылка внизу. ссылка при копировании, цитировании на первоисточник - обязательна!)
 
В статье рассматривается роль эталонов, идеалов, «значимого другого» в развитии личности. Показана роль формирования представления об идеальном Другом, для становления самосознания и самооценки личности. На эмпирическом уровне рассматривается представления современных молодых девушек об идеальном Другом: красивой женщине и красивом мужчине.
Ключевые слова: красивый мужчина, красивая женщина, эталон, идеал
The articlediscusses the role of standards, ideals, "significant other" in the development of personality. The role of providing an idea of the perfect person, for the formation of self-awareness and self-identity. At the empirical level the presentation of modern young women's ideals: a beautiful woman and a handsome man are discussed.
Keywords:beautiful man, a beautiful woman, the standard, the ideal

В современной науке все чаще поднимается проблема изучения представлений об идеальной внешности и красоте, что диктуется активным развитием рекламы косметических средств, фитнесс-центров, спа-салонов, пластических операций). Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. Следует так же подчеркнуть, что в данном контексте мы говорим об эстетическом идеале, как об образе «должной красоты», который существует в сознании человека. Также можно отметить рост количества исследований, посвященных роли физической аттракции, т. е. внешней привлекательности или непривлекательности как факторам, влияющим на поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также феноменам категоризации и дискриминации другого по внешнему облику.Используя различный стереотипные суждения мы делим людей на группы по внешнему облику, а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут, как соответствовать данной группе так и быть ложными. Как результат,  «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации» [4].
А.В. Петровским в 1988 году была предложена трехфакторная концептуальная модель "значимого другого". Данная модель включает: авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах; эмоциональный статус "значимого другого" (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию; властные полномочия субъекта или статус власти [11, 12].  Однако в том случае, когда мы говорим об эталоне «красивой женщины» и о конкретизации образа, мы имеем только симпатию женщины к другой женщины, оценка аттрактивности второй, в тоже время ее власть проявляется косвенно (в желании походить на идеал). Под эталоном мы понимаем некий образец, который влияет на оценку чего-либо или кого-либо. Как пишет И. Кант, «естественная склонность человека сравнить себя в своем поведении с кем-нибудь более авторитетным и подражать его манерам» [3, С. 489]. Такое поведение в некоторых работах связывают с модой, так, по мнению Е. Аброзе [1, С. 17], мода является «способом достижения установленных временем идеалов». К.А. Абульханова также отмечает, что «при отсутствии адекватного представления о себе некоторые легко поддаются навязанному или случайно найденному внешнему образцу» [2, C.86]. Л.В. Петров [10] отмечает, что эталонный образ человека, в нашем случае красивой женщины, включает в себя характеристики «образов Я» и множества образов конкретных людей: знакомых и незнакомых, близких и далеких, существующих и существовавших, в единстве идеального и реального, возможного и актуального, желаемого и имеющегося.
 Внешний облик – это конструкт, который является полисемантичным, ценностно-смысловым образованием, на интерпретацию которого влияет весь комплекс характеристик ситуации общения, встроенной в определенный социокультурный контекст. В.А. Лабунская [6] указывает на то, что внешностьличности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности миром. Таким образом, можно отметить, что современная «индустрия красоты» влияет не только на изменения среднеустойчивых и динамических параметров, но и активно влияет на устойчивые параметры (фигура, телосложение).
Ряд авторов [5, 7] отмечает, что внешний облик является «пусковым механизмом» интерпретации личности и участвует в создании социально желательного, приемлемого образа у партнера по взаимодействию. При этом значимость различных компонентов внешнего облика в управлении впечатлением, в идентификации человека с определенной социальной группой, в статусно-ролевой дифференциации и категоризации людей может отличаться. В.А. Лабунская также подчеркивает важность изучения невербального выражения принадлежности к определенной группе, поскольку оно формируется в пространстве социокультурных и социально-психологических координат, в процессе интериоризации социальных представлений, содержание которых непостоянно [5, С.31].
Сам феномен категоризации заключается в том, что, воспринимая некоего человека, о котором мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внешним признакам его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу и т. п., и исходя из знания этого типажа (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотра художественных и документальных фильмов, рассказов близких людей и дальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. Т. е. в результате процесса категоризации субъект имеет дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, поведенческих сюжетов.
В большинстве работ посвященных феномену внешнего облика объектом исследования является женщина. Это обусловлено тем, что долгое время средства по уходу за собой, своей внешностью были направлены преимущественно на женщин, SPAи фитнесс центры, новейшие технологии косметологии, услуги салонов красоты (маникюр, педикюр, маски для лица и тела и т.д.) и парикмахерские имели основной доход за счет женщин. Проведенное нами исследование [13, 14] показало, что одной из основных характеристик красивой женщины является ее ухоженность (ухоженные руки, волосы, маникюр, педикюр, прическа и т.д.). Однако современный рынок указывает на то что, «красота» стала не только целью достижения для женщин, но и для мужчин.
В рамках нашего исследования мы поставили задачу сравнить атрибуты внешнего облика, которые способствуют категоризации мужчины и женщины как «красивых». Мы опросили 150 респондентов (девушки, в возрасте от 18 до 35 лет, средний возраст 24 года) попросив их назвать эталон мужской красоты (не более 3х имен) и описать внешний облик красивого мужчины, а также участницам исследования было предложено ответить на вопрос: есть ли у них идеал красивой женщины, и кто она: родственница, я сама, известная актриса/певица, собирательный образ и т.д. Если участники исследования в качестве идеала красоты выбирали актрису или певицу, то им предлагалось назвать их. Следует отметить, что около 30% участниц исследования указали на то, что у них есть собирательный образ красивой женщины, основанный на образцах красоты, транслируемыми СМИ, а около 25% затрудняются дать ответ, поскольку считают, что они не имеют визуального прототипа красивой женщины, менее 20% в качестве идеала красоты называют актрису/певицу.
Таким образом, в нашей выборке большинство участниц имеют конкретный визуальный образ, который выражается для них в образе конкретных людей (родственники, известные женщины), и незначительное количество затрудняется указать конкретные визуальные образы, обосновав данный ответ тем, что им сложно выразить свой образ «идеала красивой женщины».
В верхний квартиль представлений о красивой женщине вошли: Анджелина Джоли (М=37); Одри Хепберн (М=16); Мерилин Монро (М=14); Кейт Мосс (М=14); Моника Беллуччи (М=13); Джесика Альба (М=12); Дженифер Энистон (М=8); Меган Фокс (М=8); Адриана Лима (М=7); Шарлиз Терон (М=7). Средний возраст красивой женщины – около 38 лет.
Анализ фотоизображений названных красивых женщин показал, что это чаще брюнетка, реже крашеная блондинка, с выраженными глазами (большие, яркие, выразительные), средней комплекции, с пропорциональной фигурой. Эти данные свидетельствуют о том, что у участниц исследования не совпадают образы красивой женщины, вместе с этим, они подтверждают, что участницы нашего исследования имеют представления о женской красоте и красивой женщине.
Далее мы рассмотрели представления женщин о красивом мужчине. Нами был получен список из 92 имен красивых мужчин. После чего мы выделили, при помощи квартилирования среднее значение выборов, и оставили в списке, тех, кто был назван более 5 раз.
В списке красивых мужчин, в верхний квартиль попали: Б. Питт (М=14); Х. Джекман, «мой парень/муж» (М=13); Д. Стетхем (М=11); М. Касас, К. Ривз, Дж. Депп (М=9); Р. Дауни-младший, Ш. Коннери (М=7); П. Броснан, Й. Сомерхолдер, «папа» (М=6); В. Дизель (М=5). Средний возраст красивого мужчины около 48 лет.
Внешний облик красивого мужчины, это темноволосый высокий мужчина с темно-серыми или зелеными глазами, с достаточно четко очерченными чертами лица, со спортивным телосложением.
Таким образом, высказывая предположение о том, что эталонные образы влияют на формирование самооценки, оценки и отношения к другому человеку. В данной работе можно говорить о том, что экранные образы, как мужские, так и женские, формируют представление у современной молодежи о нормах телесности и красоте. Существует положение о том, что к ключевым элементам культуры относятся эталонные образы мужчины и женщины, которые определяют половую идентификацию каждого поколения. Таким образом, можно предполагать, что те эталоны, которые были названы респондентами, наполнены характеристиками тех персонажей, которых они играют в кино. Большинство женщин, названных как эталон отображают классический вариант фемининности (мягкая, ранимая, заботливая), в то время амплуа большинства актеров-мужчин это архетип Героя, что соответствует классическим представлениям о маскулинности.
Интересно отметить, что на первом месте в обоих списках – семейная пара Бред Питт и Анджелина Джоли, которых неоднократно в  СМИ называли «самой красивой парой Голливуда». Сам этот список также показывает, что в верхний квартиль попадают самые медийные личности, актеры, фильмы с которыми выходили в последнее время. Таким образом, можно говорить о том, что представление об эталоне красоты является динамичной характеристикой, и отражает актерское амплуа. В связи с этим, в дальнейшем мы видим продолжение работы в увеличении выборки и использование методик, которые будут направлены на изучение социально-психологических характеристик, наполняющих данные категории: красивый мужчина и красивая женщина.

Литература:
  1. Аброзе Е.А. Мода в динамике культурных процессов Европы. СПб.: Нестор, 2005. 130 с. 
  2. Абульханова К. Социальное мышление личности / Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002, С. 88-103.
  3. Кант И. Сочинения в шести томах, том 6. М.: Мысль, 1966. 743 с.
  4. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1, 2010, С. 26-39.
  5. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирический анализ феномена аттрактивности внешнего облика женщины-предпринимателя и готовности других предпринимателей к сотрудничеству с ней // Человек. Сообщество. Управление. №4, 2008. С.30-40
  6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
  7. Нестерова-Маликова К.Г. Особенности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика (на примере изучения представителей среднего и малого бизнеса): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. 25 с.
  8. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей //Вопросы психологии. 1982. №5. С.139 – 141.
  9. Петренко В.Ф. Категоризация. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г С. 62.
  10. Петров Л. В. Феномен моды в процессе межличностного общения // Сб. науч. трудов Категории этики и эстетики. Ленинград: Ленинградский ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 1973. с. 147-158.
  11. ПетровскийА. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии, 1991, № 1, с 7-18.
  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии М.: ИНФРА-М, 1998.
  13. Погонцева Д.В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. 2008. Т.5. № 4. С. 110-112.
  14. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. 21 с.
Данный текст доклада был представлен на заочно-интерактивной XLVII Международной научно-практической конференции "Человек в условиях интенсификации межличностных взаимоотношений", 28 марта - 2 апреля 2013, Лондон (Великобритания)


http://gisap.eu/ru/node/22453 

Комментариев нет:

Отправить комментарий