вторник, 27 августа 2013 г.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Статья в рамках он-лайн конференции http://gisap.eu/ru/node/28875

В первой статье Международной Конвенции «о ликвидации всех форм расовой дискриминации» 1965 года под расовой дискриминацией понимается «...любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической,  экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни».
В работе С.Д. Гуриевой [2], автор отмечает, что в межэтнических отношениях различаются два вида направленности: внутренняя - отношение к собственной этнической группе, и внешняя -отношение к другим этническим группам. Также различаются два уровня: межличностный уровень, на котором осуществляются отношения между индивидуумами, принадлежащими к разным этническим группам, и межгрупповой уровень, на котором осуществляются отношения между различными этническими группами. В другом исследовании Ф.М. Малхозова [4], рассматривая этническую интеграцию и ее специфику в условиях Северного Кавказа позитивная этническая идентичность (позитивные автостереотипы и позитивные чувства, связанные с этничностью) способствует формированию этнической толерантности в поликультурном регионе. А.Э. Мусаева [5] указывает, что существует взаимосвязь между этнической дискриминацией и культурной идентичностью в представлениях азербайджанских подростков, которая говорит о том, что, по их мнению проявления дискриминации по признаку этнической принадлежности взаимосвязаны с принадлежность человека к той или иной культуре, т.е. с ценностнями и поведенческими маркерами а не с самим фактом принадлежности (как в представлении армянских школьников).
В статье «Этническая дискриминация» В. Фойерхелъм [8] рассматривает проявление в полиции дискриминации по отношению к некоторым этническим меньшинствам, автор отмечает, что в целом - отношение, например, к цыганам с позиции принципиального подозрения, рассматривает их как потенциальных преступников. Однако важно отметить, что позиция принципиального подозрения на прямую демонстрирует дискриминационные установки, стереотипы и как результат – поведение. Кроме этого подобного рода стереотипы рано формируются и практически не подвержены изменениям. C. S. Brown[7] выявила интересную закономерность, она предложила детям 5-11 лет (латино-американского и европейско-американского типа внешности) оценить ситуации взаимодействия учителя и учеников. В этих ситуациях было описано не справедливое отношение (оценка за работу) к детям различных этнических групп. По результатам этого исследования К.С.Браун показала, что, если в истории присутствует описание ребенка другой этнической группы, дети объясняют ситуации занижения оценки – качеством работы и способностями учеников. Однако, они видят дискриминацию в тех случаях, когда описанный в истории ребенок - одной с ними расы. Что также указывает на позицию принципиального подозрения. В других работах [9] поднимается вопрос об "эпидемиологии" среди подростков расовой и этнической дискриминации.
Итальянские исследователи [6]создалидвенадцать фиктивных лиц для аренды жилья в в 41 городе Италии: четыре с итальянскими фамилиями, четыре с типичными арабскими / мусульманскими именами и четыре с восточноевропейскими именами. Результаты получились многогранными, выяснилось, что степень дискриминации изменяется в зависимости от этнических групп, пола, но владение итальянским языком не играет важной роли.
Таким образом, проблемы этнической дискриминации являются довольно подробно изучены как в российской, так и в зарубежных работах, однако феномен дискриминации чаще всего связывают с этнической идентичностью, и отношением к некой другой этнической группе – обобщенной вербальным указанием «русские», «армяне», «латино-американцы» ит.д. Однако этническая дискриминация по внешнему облику является довольно малоизученным феноменом. В тоже время, количество исследований посвященных роли влияния внешнего облика на поведение людей в различных сферах жизни, а также феноменам категоризации и дискриминации другого по внешнему облику растет с каждым годом. При этом дискриминация может быть основана как на устойчивых характеристиках внешнего облика человека (пол, этническая принадлежность, рост, возраст) так и среднеустойчивые параметры (вес). В свою очередь необходимо отметить, что Юг России представляет собой один из наиболее полиэтничных регионов России, со сложным этноконфессиональным составом населения и различными по типу субъектами Федерации: 7 республик, 2 края, 1 область. Наступление глобализации, разрушающей традиционные ценности и стирающей национальные особенности и границы, является одной из особенностей современной России. В условиях экономической, политической и культурной интеграции народов мира этнические общности акцентируют свою самобытность и особое самосознание. Обостряется  интерес к своему прошлому, к своей культуре. При этом увеличивается число контактов между людьми различных этнических групп. В процессе межэтнического общения перед нами все чаще встает проблема о категоризации другой этнической группы по ряду факторов, на формирование адекватного отношения на основе внешности.
Используя различные стереотипные суждения, мы делим людей на группы по внешнему облику, а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут, как соответствовать данной группе, так и быть ложными. Этнические стереотипы [1] как отражение социально - культурных особенностей этноса и исторически формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. Этнические стереотипы обладают относительной устойчивостью, скрупулезно отражают мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы), обязательно имеют знаковую направленность. Связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, уровня и состояния межнациональных отношений, а также от формы существующего соседства.
В западных работах различные аспекты дискриминации по внешнему облику описываются с середины 60-хх годов ХХ века, однако необходимо отметить, что интерес изучения взаимосвязан с ситуацией в обществе в целом, и поэтому различные виды дискриминации по внешнему облику рассматривались в зависимости от социальной ситуации. Как отмечает В.А. Лабунская [3], «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации».Таким образом, внешний облик становится одним из факторов для дискриминации. В тоже время, в фольклорных текстах, передаваемых из поколения в поколение, как народная мудрость говорится: Не суди о книге по обложке; Не родись красивым, а родись счастливым; Не мил телом, да угодлив делом; Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Эти, и многие другие пословицы и поговорки, подчеркивают, что за внешностью зачастую скрываются более значимые характеристики.
Новым термином для России последних лет – стал «лукизм», однако в Америке одни из первых исследований относятся к 1980-м годам. Под лукизмом понимается любая дискриминация под воздействием оценки внешнего облика другого, в первую очередь как красивого – не красивого. Одной из самых распространенных тем в европейских исследованиях -  изучение стереотипа «что красиво – то хорошо» (beautifulisgood).
Однако, данная тема находится вне зоны интереса российских психологов, хотя ситуация на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе и других регионах России, проблема межэтнических столкновений, дискриминация и проявление интолерантности дают о себе знать. Такая же социально-психологическая и культурная ситуация наблюдается и в некоторых странах Европы, Северной Америки и др. и тема лукизма, в том числе этно-лукизма развивается в различных направлениях. Основная проблема – это методологическая не разработанность темы лукизма в целом и этно-лукизма в частности. Таким образом, мы видим необходимость в изучении особенностей распознавания этнической принадлежности по внешнему облику на территории Российской федерации.

Литература:
  1. Арсельгов А.У. Этнические стереотипы в культуре : на примере культур Северного Кавказа : диссертация ... кандидата философских наук - Ростов-на-Дону, 2011.- 147 с.
  2. Гуриева С. Д. Психология межэтнических отношений: автореферат... доктора психологических наук.- Санкт-Петербург, 2010.- 505 с.
  3. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
  4. Малхозова Ф. М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: автореферат ... кандидата психологических наук : Москва, 1999.
  5. Мусаева А.Э. Взаимосвязь этнической идентичности культурной дистанции и этнической дискриминации (на примере этнических групп азербайджанцев и армян) // Этнопсихология: вопросы теории и практики. – C. 36-40.
  6. Baldini M., Federici M. Ethnic discrimination in the Italian rental housing market // Journal of Housing Economics, Vol. 20, Is. 1, March 2011, p.1–14.
  7. Brown C. S. Bias at school: Perceptions of racial/ethnic discrimination among Latino and European American children // Cognitive Development, Vol. 21, Is. 4, October–December 2006, p. 401–419.
  8. FeuerhelmW. Ethnischediskriminierungdurchdiepolizei// Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8. № 2. С. 118-125.
  9. Neblett Jr. E.W., Gaskin A.L., Lee D.B., Carter S.E.Discrimination, Racial and Ethnic // Encyclopedia of Adolescence, 2011, p. 53–58.

1 комментарий: