среда, 7 сентября 2011 г.

Образ женской красоты в фольклоре (часть 1)

К. Маковский

Фольклор, посредством сказок, былин, песен и легенд, сохраняет характерные черты того или иного народа, динамику представления о различных сторонах жизни.
В фольклоре всех стран существует множество описаний женщины, в соответствии с которыми можно восстановить образ женщины земной и небесной. Во-первых, это тексты домашних обрядов, в особенности, касающиеся свадебной церемонии. Во-вторых, это мифы, легенды и эпос, которые уделяют большое внимания женской красоте. В русской культуре (о чем свидетельствуют культурологические, исторические, этнографические исследования) семья всегда рассматривалась как ценностный идеал, непременное условие жизни любого человека. Однако, даже не смотря на это, довольно сложно воссоздать целостный образ «русской красавицы» по средством устного нородного творчества, в отличие от изобразительного исскуства, которое является призмой для отображения красавиц определенной эпохи. В русском фольклоре красивая девушка обладала белым и румяным лицом, черными, соболиными бровями и ясными глазами, лебединой осанкой и походкой павы, коса на севере – должна была быть «русая, до пояса», на юге, где отмечалось смешение с турецкими и кавказкими народами красавицы были чернобровые и черноокие. При этом красота зачастую имела утилитарное значение (Чистота – лучшая красота). В народных сказках дается очень зыбкий образ, который не дает представления о том, как выглядит красавица. Под описание в сказках можно отнести практически любую девушку. Понятие красоты - индивидуально и автор дает право закончить образ некими характеристиками, как цвет волос и глаз, рост, фигура и форма носа по вкусу читателя. Возможно, это частично объясняется тем, что в сказочном фольклоре красота, объединяет красоту поступков, чувств, желаний и мыслей, и является синонимом понятий доброта, смелость, трудолюбие, сила, в итоге, красота внешняя сближается с внутренней красотой.
Однако, сравнивая фольклорные мотивы народов живущих на территории России можно отметить различия. В северном фольклоре сохранилось довольно много описаний свадьбы. В свадебных обрядах красота делилась на девичью и «бабью». Можно отметить что «Дивья» и «бабья» красота присутствовали на всей территории России. В девичестве девушка носила косу, которая демонстрировала и ее статус незамужней, и ее здоровье. Накануне свадьбы подруги топили для невесты баню, где она «смывала дивью красоту – намывала бабью красоту».
Они сомьют с меня дивью красоту, / С ретива сердца тоску-кручинушку, / Со бела лица да горючи слезы. / Мне не смыть, да молодешеньке, / С ретива сердца тоску-кручинушку, / Со бела лица горючи слезы, – / Только я сомью да дивью красоту.
В свадебном обряде «дивья» красота – это лента, чаще алая, которую носили девушки на гуляниях и в хороводах, и которая демонстрировала ее статус - незамужней. Невеста клала ленту на тарелочку, ходила с ней по дому, по двору, стараясь выбрать ей место вечное и спокойное: «Ты прощай, прощай, красна девица! / Ты прощай, моя дивья красота!». Это отношение к косе подчеркивается и в пословицах и поговорках: Девушка красна до замужества; Красуйся, краса, пока вдоль спины коса: под повойник (головной убор замужней женщины) попадет,- краса пропадет.
Самое богатое описание женской красоты дается в сказках и былинах, не ограниченных как песни ритмикой или рифмой. Однако и описание в сказках больше сводится к описанию характера. Красавица – падчерица работящая, а дочка мачехи – ленивая, и каждый может закончить образ каждой из девушек, теми чертами, которые ему лично кажутся красивыми. Так, например сказка «Финист – ясный сокол» в пересказе Г.Джаладяна начинается с такого описания: «Было у крестьянина три дочери. Старшая и средние завистливые и злые, а младшая Машенька, добрая, ласковая, работящая, неписанной красоты».
Даже в этих примерах мы можем наблюдать отсутствие однозначного определения красоты, можно предположить, что это связано с тем, что в культурно-историческом контексте красота всегда представлялась как некий визуальный образ (скульптура, портрет, описание отдельных черт в песнях и сказках) и реже, как словесный образ, описывающий женскую красоту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий