вторник, 20 сентября 2011 г.

О красоте: внешней и внутренней


Ж. Степанян утверждает: «в мире существует два вида прекрасного – прекрасное внутри предмета и во внешней форме его. Первое предпочтительнее, - оно составляет красоту души, значит, это прекрасное бесспорно, вечно». Как мы уже отмечали ранее, красота это не только некий набор характеристик внешнего облика, это также некое социально-психологическое наполнение личности, которое можно условно назвать внутренней красотой. Как указывает в своей работе Н.И. Халдеева, антропологическое разнообразие внешнего мира проявляется в разнообразии людей и лиц, которые нас окружают: даже схожие на первый взгляд люди будут восприниматься неодинаково. Попытка найти связующие звенья между внешними чертами и психологическими особенностями человека проявилась в таких направлениях, как хиромантия (определение характера и судьбы по руке), физиогномистика (определение судьбы и характера по лицу), френология (гадание по черепу), подомантия (гадание по линиям стопы) и в других «науках». Некоторые из них ушли со временем, те же, которые несли в себе рациональное зерно, остались, преобразовались или нашли свое отражение в современных теориях и учениях. Как отмечает В.А. Лабунская, упрощенное физиогномическое воззрение касается «взаимосвязи физической красоты и нравственных, моральных качеств человека». О проявлении личностных характеристик посредством внешности говорится в работе Ч. Ломброзо, выделившего общие черты внешности преступников. Э. Кречмер искал взаимосвязь между типом телосложения и характером. Однако и на современном этапе проводились подобные исследования, о которых упоминалось выше.
Зачастую, говоря о внешней красоте и привлекательности человека, мы, наряду с внешностью, также, имеем в виду его обаяние и «психологическую привлекательность». То, как мы оцениваем другого, зависит от ряда характеристик: от его врожденных данных (симметричность, гармоничность тела и лица), от его умения следить за собой и преобразовывать свой внешний облик, а также от истории наших взаимоотношений, если такое имело место быть.
Быховская И.М. отмечает, что исторически было закреплено противопоставление «человека телесного» и «человека духовного». Одно из первых разделений красоты на внешнюю и внутреннюю можно наблюдать еще в Античный период: возникает понятие «калокагатия», трактуемое как единство добра и красоты. Этот вопрос снова поднимается в Средние века. Согласно У. Эко, «перед лицом бренности красоты внешней можно уповать только на красоту внутреннюю, которая умереть не может». В представлении А.Ф. Мерзлякова «красота физиономии человеческой, более сложна, нежели все те, которые привлекали наше внимание до этого». П.Е. Георгиевский в начале 19 века также отмечал, что важна «не только красота внешнего облика, но даже внутренняя красота мыслей и характеров» А.И. Галич в 1819 г. определил прекрасное, как внешнее изображение внутренней совершенной гармонии. И.В. Гете, в свою очередь, указывал, «что - внутри, во внешнем сыщешь; что - вовне, внутри отыщешь». Однако до сих пор не существует однозначного ответа о соотношении внешней и внутренней красоты. А.Ф. Лосев пишет: «Я могу узнать чужую душу, только через ее тело. Тело всегда проявление души».
Таким образом, соотношение внешнего и внутреннего появляется на различных этапах становления человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий