понедельник, 17 октября 2011 г.

К ПРОБЛЕМЕ КРАСОТЫ и ГЕНДЕРА (часть 1)

В современном мире имеются проблемы особого рода, которые в силу своей злободневности и активного отражения  в практике повседневной жизнедеятельности, вызывают неподдельный всеобщий  интерес. К одной из таких проблем в последнее время все чаще относят различные аспекты красоты. 

Анализируя современные российские и зарубежные эмпирические исследования, мы можем говорить о том, что доказанным является взаимосвязь оценки красоты с различными качествами внешности и поведенческими стереотипами. Так, например: знакомые лица оцениваются как более красивые, худые оцениваются как более красивые, красивыми считаются люди с более выраженными вторичными половыми признаками (маркеры половых гормонов), более красивыми считают улыбающихся людей. Помимо этого красивые оцениваются более позитивно, их считают более умными, успешными, образованными, честными, им чаще дают «второй шанс», в школе и в университете им ставят оценки выше. С одной стороны, можно выделить целый ряд характеристик, которые приписываются более красивым людям, с другой до сих пор не понятно наполнение такого термина как «внутренняя красота» и «внешняя красота».
Однако говоря о гендере, следует отметить, что гендер не исчерпывается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола, в данном исследовании фигурирует также понятие гендерного дисплея, введенное И. Гоффманом. Гендерный дисплей, т.е. многообразие культурных норм, проявляющихся в социальном взаимодействии, в аспекте рекламной репрезентации предстает как предписанные обществом массового потребления способы кодирования пола. Представляет интерес то, как прагматические нормы красоты, закрепляющие за женщинами эстетические функции, соотносятся с негативными стереотипами, имеющими отношение к женской красоте и до сих пор не утратившими силы. Например, красота часто воспринимаются как нечто плохо совместимое с авторитетом, компетенцией или руководящей деятельностью. С другой стороны, если женщина нейтрализует свою внешность, то и ее профессиональные качества меньше замечают.

Б. Леви, Д. Ариели и др. (B. Levy, D. Ariely, N. Mazar, Won Chi, S. Lukas, I. Elman) исследовали влияние гендера на оценку внешней аттрактивности [4]. Результатом их исследования стал вывод о том, что мужчины предпочитали дольше рассматривать фотографии женщин обладающий красивым внешним обликом, в то время как женщины тратили одинаковое количество времени для рассматривания красивых как мужских, так и женских лиц. Авторы данного исследования отмечают, что это связано с тем, что при рассматривании красивых лиц у мужчин и женщин задействованы различные отделы головного мозга. При этом у мужчин наиболее активна та часть коры головного мозга, которая соседствует с «центром удовольствия», который, за счет иррадиации – также активизируется, в то время как у женщин эти зоны разделены. Таким образом, авторы предполагают, что мужчины рассматривают фотографии красивых женщин дольше по времени, так как это доставляет им удовольствие, в то время как у женщин фотографии красивых людей не вызывают подобных  сильных эмоций.
В свою очередь, Д. Хамермеш и Э. Паркер (Hamermesh D., Parker A., 2005) исследовали взаимосвязь внешности студентов и их оценок. Ими было выявлено, что студенты, которых преподаватели считают как обладающих более красивым внешним обликом,  получают более высокие учебные оценки. Эта закономерность больше присуща для мужчин, чем для женщин - преподавателей. Авторы так же подчеркивают, что оценка в ряде случаев зависела не от уровня знаний, а занижалась или завышалась (в среднем на 0,5 -1 балл) в зависимости от внешнего облика студента и отношения к нему преподавателя. Со своей стороны студенты не замечали данную тенденцию, отмечая, что все оценки ставятся заслуженно. На втором этапе, на котором опрашивали студентов, было так же выявлено что такое мнение, о справедливости оценок, объяснялось тем что, студенты так же склонны считать, что красивые люди более умные, и поэтому заслуживают более высоких оценок. Таким образом, Д. Хамермеш и Э. Паркер, также отмечают влияние стереотипа «что красиво – то хорошо» на повседневную жизнь и поднимают проблему «позитивной дискриминации». Чаще всего в литературе под позитивной дискриминацией (positive discrimination) понимается - способ дать возможность участвовать в общественной жизни тем, кто по тем или иным обстоятельствам оказался обездоленным. Однако в данной работе под позитивной дискриминацией авторы понимают активизацию стереотипа «что красиво – то хорошо», который искусственно завышает оценку интеллектуальных способностей. В свою очередь В. Свами, А. Фурнхам, К. Джорджиадис, Л. Панг (V. Swami, A. FurnhamCh. Georgiades, L. Pang, 2007) рассматривали проблему оценки красивого внешнего облика с точки зрения – гендерных особенностей В их исследовании приняло участие 72 мужчины и 83 женщины, которые оценивали собственную красивость и красоту лиц противоположного пола. В ходе данного исследования были получены следующие результаты: и мужчины, и женщины описывают лиц противоположного пола, как более красивых; при этом средний показатель самооценки внешней красоты у женщин, в целом, ниже, чем у мужчин.  Таким образом, авторы отмечают, что существуют гендерные различия, в оценках внешней красоты. А различия в оценках своей красотой и внешней красотой лица противоположного пола объясняется тем, что участники этого исследования имели относительно высокое чувство собственного достоинства, которое в свою очередь воздействовало на нереалистично высокие оценки привлекательности партнера. Однако, если последнее утверждение правильно, можно было также ожидать, что самооценки внешней красоты будут намного выше, чем средний показатель, однако это  не так.
Тови М. И Свами В. (Tovee M.J.,  Swami V., 1997) пытались доказать что чувство голода может повлиять на предпочтения веса женского тела, использовав для этого фотографии женщин с известным весом и формой тела. Ими было показано, что 30 голодных мужчин участников исследования предпочитали фотографии женщин с более высоким весом тела и оценивали их как более привлекательных женщин, чем 31 сытый участник мужского пола.
У. Тойшер и К. Тойшер (Teuscher U., Teuscher Ch.) исследовали проблему возраста и «двойного стандарта» оценки внешней красоты. Ими было выявлено, что пожилых женщин оценивают как менее красивых, чем пожилых мужчин. Авторы предполагают, что это в большей степени связано с влиянием рекламы и СМИ, чем с объективными показателями. У. Тойшер и К. Тойшер, отмечают, что современное представление о красоте включает стереотип «красивым может быть только молодой», особенно этот стереотип влияет на оценку женщин любого возраста. Таким образом, сравнивая оценки красоты внешнего облика пожилых мужчин и женщин, мы видим ярковыраженные отличия. Л. Сугияма (L. S. Sugiyama) выявил, что мужчины предпочитают женщин с низким уровнем кэффициента WHR (фигура – песочные часы), и оценивают как менее привлекательных – полных женщин. Автор отмечает, что полученные им результаты не являются революционными, однако в лишний раз подчеркивают, что данный показатель является значимым для оценки внешней красоты женщины, поскольку данный показатель является маркером здоровья женщины.
Следует так же отметить и другую сторону вопроса, в ряде исследований феминистского характера отмечается, что женщины стремятся к данным «идеалам» и стандартам, исключительно из-за того, что бы понравится мужчинам. Так в одном из исследований показано, что физическая привлекательность - это особенность, которая влияет на все аспекты жизни. Особенно важную роль аттрактивность играет в межличностных оценках и в формировании стереотипов. Уайт Д.С.  (White D. S.) в своем исследовании занималась проблемой восприятия косметических изменений женщинами с различным показателем уровня внешней красоты. Она выявила, что отклонение веса от нормы (вес избыточный или слишком низкий) влияет на самооценку внешней привлекательности у женщин, но не влияет на самооценку мужчин.  В то же время ей не удалось выявить взаимосвязи между внешней привлекательностью и стремлением изменить свою внешность с помощью пластической хирургии. Во всех группах (деление по весу (норма; выше, ниже нормы) и самооценке красоты внешнего облика) были те, кто намеревался изменить свою внешность с помощью пластической хирургии и те, кто не собирался прибегать к косметическим изменениям. Занимаясь проблемой излишнего веса, Уайт Д.С.  отмечает, что в СМИ изображаются женщины очень часто, из них 69 % женщин являются худыми, в то время как только 5 % весят больше нормы.  Д.С. Уайт так же отмечает, что 80 % пациентов пластических хирургов - полные женщины. Эти статистические данные предполагают, что много женщин обращаются к дорогим хирургическим процедурам, по-видимому, чтобы увеличить их привлекательность в надеждах на получение более положительных оценок от других. Однако нужно рассмотреть, могут ли косметические изменения отрицательно влиять на эти межличностные оценки. Более того, в проведенном ею исследовании наглядно показано, что рейтинг красоты внешнего облика статистически значимо выше до липосакции (удаление жировых отложений с помощью вакуумной откачки, используется в основном на животе, ягодицах и бедрах), чем после липосакции.  Таким образом, Д.С. Уайт отмечает, что желание женщин измениться за счет пластической хирургии не всегда дает положительный результат.
Мысль о проявлении сексизма при конструировании и интерпретиции красивого внешнего облика была также опровергнута группой американских ученых (Bergstorm R.L., Neighbors C., Lewis M.A., 2004), которые проводили исследование с целью выявить действительно ли современный идеал красивого внешнего облика (очень худой модели) нравится мужчинам . В своем исследовании они продемонстрировали изображения женщин с разными фигурами мужчинам и женщинам.  В ходе проведенного исследования ими было выявлено, что женщины считают идеалом гораздо более худую фигуру, чем в действительности нравится мужчинам. Таким образом, они опровергают аргумент: «женщины худеют из-за мужчин», подчеркивая ложность данного стереотипа. Более того, Р. Бергсторм,  Ц. Нейгборс и М. Льюис  отмечают, что женщины сами создают, распространяют и поддерживают данный стереотип в СМИ, рекламе и особенно в женских СМИ, что в свою очередь может влиять и на выбор мужчин.
Таким образом, но оценку личности, как обладающей красивым внешним обликом, по данным зарубежных исследований, влияет целый ряд параметров, в том числе: физические параметры: рост, вес, объем талии и бедер (по отдельности и их соотношение), размер ноги и т.д.; социальные параметры: характеристика личности, описание (характера, поведения и т.д.); социологические данные: материальный достаток, социальный класс и т.д.; этнические стереотипы, на пример: в Африке – полнота синоним красоты, в Европе – болезни; психологические особенности: набор стереотипов и установок (влияние СМИ и родителей, гендерная идентичность).

Комментариев нет:

Отправить комментарий