четверг, 20 октября 2011 г.

Духовно-нравственная красота


Соотношение внешнего и внутреннего интересовала ученых различных областей знаний на разных этапах становления истории. В последние десятилетия тематика тела и телесности в истории и культуре вызывала и продолжает вызвать большой интерес. В современной психологии также наблюдается всплеск изучения различных аспектов телесности, в то же время, до сих пор изучение внутренней красоты человека в различных социальных контекстах остается на периферии научных интересов многих наук, в том числе и психологии. Однако, необходимо отметить, что эта тема заслуживает большего внимания, особенно в современном обществе, когда наблюдается духовно-нравственный кризис. Современные СМИ, и в частности реклама, создают определенный стереотип внешности, который считается модным, при этом внутреннее наполнение практически отсутствует.
В связи с не разработанностью данной проблемы, нами была предпринята попытка рассмотреть данную проблему, сквозь призму представлений современной молодежи о внутренней красоте женщин. В данном исследовании приняло участие 464 человек; из них 232 молодых человека и 232 девушки, в возрасте от 16 до 25 лет, студенты ростовских ВУЗов. Студентам предлагалось дать свободное описание внутренне красивой женщины. При описании внутренне красивой женщины ответ не дали 11 мужчин и 6 женщин. Таким образом, рассматривая представления о внутренней красоте женщине, анализу были подвергнуты 447 анкет (221 анкета мужчин, 226 анкет женщин).
На первом этапе нами был проведен количественный анализ полученных высказываний. Необходимо отметить, что мужчины, описывая свое представление о внутренне красивой женщине указывали в среднем 3,96 характеристик, в то время как женщины использовали более пяти (5,08) характеристик.
При описании внутренне красивой женщины участниками исследования было названо 553 различных характеристик. Мужчины использовали 316 характеристик, женщины указали 353 характеристики. «Общими» являются 116 характеристик. При анализе полученных результатов, нами также было отмечено, что и мужчины и женщины давали схожие портреты, называя одни и те же характеристики.
Внутренне красивую женщину описывают как добрую (222), умную (174), понимающую (77),  с чувством юмора, отзывчивую, нежную, веселую.
При анализе всех полученных описаний, нами были выделены основные три группы характеристик внутренней красоты, это «эмпатичность», «ум», «доброта». В категорию «эмпатичность» нами были включены такие характеристики, как понимающая, умеет поддержать, заботливая, может помочь, всегда придет на выручку и т.д. В категорию «ум» помимо «умная», нами так же были включены такие характеристики, как образованная, мудрая, интеллектуальная. Следует отметить, что категория ума в российской действительности имеет культурный контекст, поскольку проблема соотношения ума и красоты затрагивается в пословицах и поговорках: красота без разума пуста; красота – до венца, а ум до конца; ученье - красота, а неученье – сухота; бог красоте ума не привязал; сила да разум - краса человека; красавица без ума - что кошелек без денег; на красивую глядеть хорошо, а с умной жить легко и др. В категории «доброта» нами были включены два понятия «добрая» и «добросердечная». Следует отметить, что самым частой категорией в ответах была категория «ума», более 56% указали данную характеристику. Около 53% отметили характеристики «эмпатичности» и 49% указали на «доброту».  Говоря о доброте и эмпатичности необходимо отметить, что хотя в толковом словаре С.И. Ожегова (1) под добротой понимается «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», мы не стали объединять категории добрая/доброжелательная с категориями эмпатичности. Поскольку е смотря на схожесть, в данном контексте наполнение категории «эмпатичности» носило характер действенной помощи. В связи с этим, эти два понятия относятся к разным категориям, хотя в другом контексте могут быть синонимичны. В то же время «доброта» имеет особое культурное наполнение для России. Доброту связывают с красотой как в пословицах и поговорках (Не ищи красоты, а ищи доброты; Красота до вечера, а доброта навек; Не одежда красит человека, а добрые дела и др.), так и в сказках: «Было у крестьянина три дочери. Старшая и средние завистливые и злые, а младшая Машенька, добрая, ласковая, работящая, неписанной красоты» (2). Исходя из этого, можно говорить о том, что в сказочном фольклоре красота, объединяет красоту поступков, чувств, желаний и мыслей, и является синонимом понятий доброта, смелость, трудолюбие, сила.
Помимо представленных выше характеристик, нельзя не выделить и другие часто повторяющиеся описания, в том числе (частота появления менее 50%): веселая, верная, душевная, с богатым духовным миром, женственная, искренняя, нежная, скромная, уверенная в себе, улыбчивая, обаятельная и обладающая чувством юмора.
Интересно отметить появление таких характеристик как «душевная» и «с богатым духовным миром». Несмотря на малый удельный вес, следует особо подчеркнуть сам факт появления данных характеристик.
Таким образом, несмотря на существующий духовно-нравственный кризис, активно подогреваемый отечественными СМИ, необходимо отметить наличие у представителей молодого поколения 16-25 лет сформированного представления о внутренней красоте женщины, которое конкретизируется в следующих характеристиках: умная, добрая, эмпатичная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий