воскресенье, 16 октября 2011 г.

Красота в частушках


Частушка представляет собой один из ярких и самобытных жанров фольклора, не теряющий своей актуальности до наших дней, отличается многоплановостью содержания и функций, музыкально-стилевой характерностью и имеет распространение в различных певческих традициях России. В настоящее время мы обладаем значительным количеством записей частушек. Наиболее ценными качествами для анализа данного жанра являются: лаконичность, актуальность, простота и понятность изложения материала, критика несовершенств и отклонений от норм, проницательность, быстрота реагирования на изменение отношений между людьми, связь с исторической эпохой, сатира и юмор. Частушки содержат в себе данные о различных явлениях и событиях, дают оценку поведению человека в определенной ситуации, отражают социальные нормы определенного исторического времени и демонстрируют отклонения от них.  Собранный материал позволяет судить о тематическом разнообразии частушек, а также их широком распространении в народной среде. В частушках выражались идеалы, обычаи, традиции, мода прошлых лет. Критиковались худые, как не здоровые, нерасторопные, как не хозяйственные. Высмеивались те кто «слишком красуется», сетовали на проблемы. Рассматривая частушки, включающие описание внешних характеристик или внутренних, как характерных для «красивых» девушек/женщин, можно выделить 2 большие группы частушек, каждая, из которых делится на подгруппы: поющиеся от лица мужчины (они могут, как хвалить, так и высмеивать какие-то черты) и поющиеся от лица девушки (восхваляющих свою красоту, высмеивающие недостатки совей соперницы или с жалобой на недостатки своей внешности).
К первой группе можно отнести частушки, в которых парень восхваляет девичью красоту:
Эх, ты милая моя, русая, не белая!
Я слыхал про тебя, что ты девка смелая!
***
Чернобровая румяночка с ума меня свела,
Спать ложился – не молился, все я думал про тебя.
***
А у милой русы косы аж до пояса вились,
Мы за эти русы косы со товарищем дрались.
***
Я сударушку свою через поля узнаю;
Головушка павиная, походка лебединая.
В других частушках высмеивает:
Гармониста любить надо чисто ходить.
Надо белиться, румяниться и брови подводить.
***
В деревне у нас есть девушка красивая,
Я посватал бы ее, да больно спесивая.
***
Ты, милашечка моя, какая тоненькая,
Сшить бы юбочку на вате, была бы полненька.
Во второй группе, к частушкам - хвастливым можно отнести:
Говорят, что я румянюсь, говорят, что я белюсь,
На реке при всех умоюсь, и в лице не изменюсь.
***
Я еще не заплетала в косу ленту алую;
Подождите, кого хвалят – не меня ль удалую?
В тоже время существовали частушки с сетованием на недостатки своей внешности, чаще всего девушки недовольны тем, что «не румяны» и «малы ростом»:
Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой?
Девки красятся и белятся, Я моюся водой.
***
Меня матушка родила на соломе на мосту,
Меня куры поклевали – я корявая расту.
***
Расцветали три цветочка у реки под мостиком.
Недовольна я, девчонка, красотой да ростиком.
***
Дайте в зеркальце взглянуться чем же я не хороша,
Красоты в лице довольно, только ростом не больша.
Несмотря на то, что в частушках девушка «признает» свою «некрасивость», зачастую она тут же находит некое иное достоинство или указывает, что данная оценка ее как некрасивой – субъективна.
Судят бабы на мосту — Не красавица росту.
Краса не выбирается — Кому какая нравится!
***
Говорят, что не красива, не красива – средняя.
Я в красивых не ходила, но и не последняя.
***
Говорят, я некрасива, Знаю — не красавица.
Но не всех красивых любят, А кому что нравится.
Также можно выделить женские частушки, которые высмеивали «некрасивость» соперницы:
У соперницы моей тоненькие ножки,
Голова как у змеи, голос как у кошки.
**
Супостатка моя – не красивее людей,
Супостаткина краса, только черные глаза!
***
Супостаточка косая, и косые глазки врозь.
Перебить хотела дролю, перебить не удалось.
Частушки всегда соответствовали духу времени, так в советский период красота становится на второй план, в то время как на первый план выходит результативность труда: «Говорят, я некрасива. Верно, не красавица, Но зато в колхозе стала - Первая ударница».
Кроме того в частушках прослеживается линия «бледная-худая – значит не здоровая»:
Все подруженьки полнеют, только я стала худеть.
Мой-то миленькие далеко, мне охота поглядеть.
О том, что худоба являлась признаком «не здоровья» и считалась некрасивой можно судить по следующей частушке:
Полно, милушка стараться, в горку ведра подымать,
Милочка измаешься, мне худой достанешься.
В тоже время в частушках нашел отражение принцип «люблю, потому что красивый, или красивый, потому что люблю»: Лента бантом, лента бантом, Лента бантом вяжется. Некрасивого полюбишь, А красивым кажется!
Таким образом, частушки могут: восхвалять отдельные черты внешности характерные для красивых, высмеивать не красивые черты внешности или демонстрируют «более значимые» качества, чем внешняя красота: трудолюбие, смекалку. В тоже время, необходимо отметить, что частушки, из-за своего склада, не всегда могут вместить все качества, которые необходимо было отметить у себя или другого, поэтому слова выбирались для ритма и рифмы. В тоже время, те отдельные единицы описания красоты являются информативными для общего анализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий