воскресенье, 21 августа 2011 г.

К вопросу о междисциплинарности "красоты"

В современном обществе наблюдается повышенный интерес к психологии женщин, которые являются основным потребителем науч.поповской литературы. С другой стороны современная социальная психология, занимаясь изучением социальных представлений о женщинах (политике, бизнесмене, учителе, враче), анализируя социальные представления о предназначении женщин и мужчин в обществе, крайне редко проводит анализ представлений о женской красоте или красивой женщине. Можно отметить, что в европейских и американских исследованиях различные аспекты красоты, как социально-психологического явления рассматриваются начиная с конца 70-х, начала 80-х годов, в Российской же психологии данный аспект рассматривается фрагментарно. В тоже время, особая ценность женской красоты отмечалась начиная с древних времен. Каноны женской красоты периодически менялись и не совпадали у разных наций и народов, у различных поколений и социальных групп, но общечеловеческий смысл красоты и феномена «красивая женщина» оставался неизменным. В современном мире феномен «красивая женщина» обретает новые смыслы, превращаясь в культурно-информационный символ, который говорит о социально-демографическом, экономическом, социальном статусе личности в обществе. Практика поддержания красоты становится в наше время абсолютно легитимной; пластическая хирургия, спа-салоны, фитнес-клубы стали нормой нашей жизни. Мы являемся свидетелями индустриализации красоты, подчинения ее законам рынка, появления в связи с этим новых видов профессиональной деятельности.
Понятие «красота» в контексте восприятия человека чаще всего употребляется в связи с оценками внешнего облика женщины. Акцент на «внешней красоте» способствует развитию визуальных образов «красивой женщины», увеличивает стремление к совершенствованию своего внешнего облика, а вместе с этим повышает степень «обеспокоенности своей внешностью», которая достигла в современном мире размеров эпидемии [Рамси Н., Харкот Д., 2009; Carr A., Harris D., 2005]. В социальной психологии внешнего облика обсуждается новый вид дискриминации: «looking» – преследование на основе внешнего облика. Этот вид дискриминации основывается на нормах «красивого/уродливого». «Маскулинная эстетика», вынуждающая женщин стремиться к неким эталонам красоты, начинает рассматриваться как подавляющая женщин, лишающая их индивидуальности, как средство дискриминации. Таким образом, современный мир диктует нам стереотипное суждение о том, как должна выглядеть красивая женщина, вызывая зачастую патологическое стремление к этому идеалу. Оценка женской красоты сквозь призму физических компонентов внешнего облика ведет не только к возникновению новых негативных социально-психологических феноменов, но и вступает в противоречие с трактовками женской красоты как репрезентации телесно-душевно-духовного единства, как гармонии «внешней» и «внутренней» красоты. Учитывая данный вывод, одной из проблем современной социальной психологии является проблема создания целостного образа «красивой женщины», проблема рассмотрения женской красоты, как интегратора «внешней» и «внутренней» формы.
Являясь междисциплинарным понятием «красота» изучается в рамках различных наук, школ, направлений. Определение красоты есть в философских работах, социологических, в работах по искусствоведению, культурологи, этнографии и этнологии; красота является категорией эстетики и рассматривается в филологических работах. В современном мире красота также становится предметом психологии, медицины и валеологии. Кроме того образ красивой женщины носит, как уже отмечалось нами, динамичный характер, женщины считавшиеся красивыми в один исторический период, например, Клеопатра, Мона Лиза или Маргарита Наваррская, не соответствуют канонам красоты других эпох, в том числе и современным канонам красоты. Изменяясь как в зависимости от исторических эпох, так и от культурных традиций, он претерпевает порой значительные трансформации. Все эти трансформации в наиболее полном объеме мы можем проследить в различных культурных объектах, особенно в портретах и скульптурах. Кроме того, для осуществления ретроспективного анализа культурно-исторической динамики представлений о женской красоте целесообразно использование работ по истории моды и костюма. Последнее обусловлено представлением о модной одежде, как о способе раскрытия «достоинств женской красоты» в различные эпохи и этапы становления общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий